История развития рекламы в салоне транспорта г. Одесса
Реклама в салоне транспорта вслед за рекламой на транспорте берет свое начало в середине 90х годов. Вслед за наружной оклейкой трамваев, троллейбусов и автобусов, рекламные сообщения перебрались внутрь салона. Первоначально это были печатные рекламные объявления, как правило, размещаемые над окнами и на стенде за водителем.
История развития рекламы в салоне транспорта г. Одесса
По мере роста рынка и культуры потребителя изменялись места и правила размещения рекламных объявлений.
Среди основных способов рекламы в салоне можно выделить следующие:
- аудио реклама
- видео реклама
- печатные рекламные объявления
Аудио реклама в салонах транспорта оказалась не самым удачным опытом, т.к. это отвлекало водителя и постоянное повторение объявлений раздражало пассажиров. Данный способ просуществовал не долго и был заменен прослушиванием эфиров радиостанций и их рекламных блоков. Кроме того, на муниципальном уровне было запрещено проигрывание аудиороликов выше определенного уровня громкости, что резко сузило аудиторию.
В середине нулевых годов определенную популярность в Одессе набрал такой вид рекламы как видеореклама на мониторах. В салонах маршруток было установлено несколько сот мониторов, которые крутили рекламные ролики и информационные блоки. Но, несмотря на динамичность и привлекательность для пассажиров, данный канал не смог расширить свое присутствие. И уже к нашему времени в городе осталось не более полусотни мониторов. Среди основных причин этого, чисто внутренние особенности одесских компаний перевозчиков, как правило не имеющих собственного автопарка, а привлекающие частных предпринимателей, которые были слабо заинтересованы в соблюдении правил эксплуатации оборудования. Часто водители «забывали» включить мониторы, а хозяева машин – предприниматели, переходили с одного автопредприятия на другое, с одного маршрута на другой. Все это существенно дискредитировало данный вид рекламы в глазах рекламодателей.
Самым востребованным, и по сегодняшний день, остается размещение в салоне маршрутки (трамвая, троллейбуса) полиграфической продукции. Простота и эффективность данного способа доказана временем. Меняется лишь форма и место размещения. В связи с износом парка троллейбусов и трамваев и сокращением маршрутов в г. Одесса, основной объем рекламных заказов приходится на рекламу в маршрутках. Потому здесь и далее по тексту, говоря о рекламе в транспорте Одессы мы будем, в первую очередь, иметь в виду рекламу в маршрутных такси.
В период бурного развития, разместить рекламу в салоне можно было буквально везде, начиная от поручней за которые держатся стоящие пассажиры, заканчивая рекламой на спинках сидений.
В последние годы муниципалитет и перевозчики, владельцы транспортных средств, активно следят за чистотой в салонах и пытаются отсечь хаотическое расклеивание рекламных объявлений. Потому сформировались несколько основных носителей, которые подчинили себе рынок.
Наиболее популярными видами рекламы в маршрутках Одессы стали реклама в подголовниках на спинках сидений, баннерные растяжки у выхода за спиной водителя и реклама в планшетах над боковыми окнами транспорта. Каждый из этих каналов продвижения рассчитан на свою аудиторию пассажиров и соответственно этому стоит денег. Баннерная растяжка и объявления на планшетах в основном рассчитаны на стоящих пассажиров и доступны для прочтения пассажирами, находящимися в радиусе 1,5 — 2,5 метров от рекламы. Объявления в подголовниках на сидениях адресованы как сидящим, так и стоящим пассажирам, благодаря тому что информация размещена на каждой, из 15 доступных взгляду, спинке сидения она не дает возможности пассажиру пропустить рекламу.
Сегодня, в условиях экономического кризиса, трудно говорить о росте этого рынка, можно лишь уверенно сказать о стабилизации ситуации. Здесь сформировались «свои» потребители, рекламодатели и исполнители. Рекламодатели научились оптимально использовать плоскости внутри салона, однако для тех, кто впервые хочет использовать этот канал продвижения своих товаров и услуг, мы советуем обратиться к специалистам, которые смогут дать оценку Вашему рекламному объявлению и способам его подачи. В следующих статьях мы подробнее рассмотрим факторы, которые необходимо учитывать при размещении рекламы в маршрутках.